Shimano Sephia CI4

Изображение катушки Shimano Sephia CI4

Освоение новых легких и прочных углепластиковых материалов (CI4 у Shimano, ZION у Daiwa) позволило ведущим производителям катушек создать в последние годы предельно облегченные безынерционные модели (массой 180–200 г) в верхнем сегменте среднего ценового уровня. Это важная веха на пути развития катушкостроения. Конструкторы после долгого перерыва наконец-то снова занялись снижением веса, положительно сказывающимся на динамике и чувствительности катушки, да и всей снасти в целом.

Преимущества новых углепластиков перед магниевыми сплавами заключаются в том, что они позволяет снизить издержки производства и «теплые» на ощупь, не холодят руки, а недостатки — в том, что нельзя добиться такой же высокой точности исполнения, как при использовании металла. Кроме того, металл явно предпочтительнее для изготовления мощных, силовых катушек, рассчитанных на высокие нагрузки, но там вопрос о снижении массы не стоит так остро. Исходя из вышесказанного, можно предположить, что ZION и CI4 лучше всего подходят для тех катушек, которые не являются флагманскими (точность!) и рассчитаны на легкую рыбалку (масса…). И действительно, у Daiwa корпус и ротор из ZION мы находим в сериях Luvias, Tournament Airity и других, которые всегда ассоциировались с легким и сверхлегким спиннингом (ничем не объяснимые попытки использования их отдельными личностями «для сомика на Волге» или «тяжелого джига на Оке» неизменно кончались плачевно). У Shimano так же устроена катушка Sephia CI4, в то время как у новых Twin Power Mg и Cardiff из CI4 выполнен только ротор, а корпус катушки и его крышка отлиты из магниевого сплава, обеспечивающего более высокую точность посадки. Sephia — это iимановская «кальмаровая марка», аналогичная дайвовской Emeraldas. Если дайвовские кальмаровые катушки выдержаны в «изумрудном» цвете (emerald - изумруд (англ.), то катушки Sephia — в черном и красном. Однако у Daiwa нет облегченной кальмаровой катушки, и аналогом Sephia CI4 там можно назвать разве что Luvias 2506.

Катушка Sephia CI4 выпускается одного размера, но в двух модификациях: с одинарной ручкой (C3000S) и с двойной ручкой (С3000SDH). С технической точки зрения это максимально облегченная и покрашенная в другой цвет модель Nasci 2500 c особо мелкой шпулей. Nasci 2500S весит 250 г, Sephia CI4 — 190 г. Экономия в 60 г достигнута не только за счет другого материала корпуса и ротора. У Sephia CI4 легкая шпуля, полая ручка. Везде, где только можно, сталь и бронза заменены дюралюминием (шестерня главной передачи, шток, «бесконечный винт»). Для катушки, не рассчитанной на высокие нагрузки, это вполне оправданный ход. Корпус и крышка с лапкой отлиты из особо прочного и легкого углепластикового материала CI4, по форме идентичны корпусу и крышки Nasci/Elf. Слева снизу на крышке находится отверстие для экстренной смазки механизма, открывающее доступ к главной передаче. Оно закрыто завинчивающейся пластмассовой пробкой, без уплотнителя. В катушке использована так называемая «черная пара»: колесо и шестерня главной передачи выполнены из дюралюминия и имеют специальное покрытие черного цвета, снижающее трение и износ. Колесо диаметром 27,2 мм имеет тридцать зубьев, шестерня (9 мм) — шесть заходов, передаточное число, соответственно, равно пяти. Это шимановская традиция. Вал колеса с обеих сторон опирается на шарикоподшипники (слева — 7х13х4, справа — 7х11х3; все шесть шарикоподшипников в данной модели — закрытые S A-RB). Резьба для ввинчивающейся ручки нарезана непосредственно на внутренней поверхности вала, никаких коронок не предусмотрено. Шестерня спереди опирается на головной шарикоподшипник 7х13х4, сзади — на пластмассовую втулку в опоре, образованной выступом корпуса.

Применение дюралюминия в обеих шестернях главной пары позволяет облегчить катушку, но накладывает определенные ограничения на ее использование: ресурс при работе под нагрузкой здесь будет поменьше. Тяжелые и упористые приманки, повышенные ударные нагрузки — на такие вещи эта катушка не рассчитана, и их следует по возможности избегать. От ведомой шестерни главной пары через пластмассовую «паразитку» приводится в движение кулачковый вал («бесконечный винт»). В данном случае «винт» выполнен из дюралюминия и имеет прочное, износостойкое серо-зеленое оксидное покрытие. Без такого покрытия алюминиевые «винты» быстро выходят из строя, что хорошо известно по легким дорогим моделям «Дайвы», где такой вариант использовался в течение довольно долгого времени. Каретка с бегунком, опирающаяся на две направляющие в виде металлических стержней, передает движение штоку шпули. Шток дюралюминиевый, имеет диаметр 4,5 мм, на нем нарезана мелкомодульная резьба. При таком диаметре прочность дюралюминия вполне достаточна, однако следует избегать ударных нагрузок. На шток нанесено прочное, износостойкое серо-зеленое оксидное покрытие. Для уменьшения потерь на трение и облегчения хода катушки уменьшена поверхность соприкосновения штока с валом шестерни. Это стандартное на современных симановских катушках решение производитель называет Floating Shaft.

Механизм раскладки лески обеспечивает возвратно-поступательное движение шпули с одинаковой скоростью в обе стороны, на один полный цикл приходится восемь с небольшим оборотов ротора. Производитель отмечает, что данная система подходит для плетеной лески, определяя ее как PE-sure Oscillation System. Ход шпули составляет 14,5 мм.

Стопор обратного хода выполнен на основе классической шимановской обгонной муфты в форме диска, у нее пластмассовый корпус и короткие подпружиненные ролики. Выключатель стопора маленький, расположен снизу катушки, вплотную к ротору, не мешает ловле, но пользоваться им не очень удобно. Механизм защиты от самосброса обычен для современной шимановской катушки, в нем использовано кольцо из жесткой пластмассы, удерживаемое на месте пружиной. При открытии дужки толкатель попадает между выступами кольца, и оно начинает вращаться вместе с ротором. При заходе толкателя на клинообразный выступ корпуса происходит сброс дужки. Все работает отлично, пока под кольцо не проникнет грязь, песок. Ротор крепится к валу шестерни главной передачи гайкой на 10 с левой резьбой. На «левизну» прямо указывают риски на гайке и косвенно — отсутствие фиксирующего гайку винта.

По форме ротор стандартен, такой же стоит на катушках многих других шимановских серий. Однако в данном случае он отлит из углепластика CI4 и весит нетто 19 г (у Nasci — 24 г). Снижение массы ротора улучшает его динамику, делает катушку более чувствительной. Механизм сброса дужки стандартен, его элементы хорошо известны по другим моделям Shimano. Толкатель и пружина стальные, фиксатор дужки пластмассовый, подпружиненный. Эта маленькая деталька имеет свойство отправляться в полет в момент неаккуратного снятия рычага дужки с ротора. Найти ее удается, как правило, только в пустом помещении с чистым, ровным полом, да и то не всегда.

Дужка лесоукладывателя прочная, надежная, выполнена в виде цельнометаллического элемента из нержавеющей стали. Это так называемая дужка SR — едва ли не лучшая в мире на сегодняшний день конструкция. При открытии дужки раздается характерный щелчок фиксатора. Особый выступ на рычаге (S-Arm Cam) должен препятствовать образованию петель лески. Ролик лесоукладывателя имеет канавку под тонкую леску, покрыт нитридом титана, вращается на шарикоподшипнике S A-RB 4х7х2,5.

На катушке стоит дорогая, сильно облегченная алюминиевая шпуля. Внутри шпули лишний металл выбран, где только можно, как под юбкой, так и в верхней части. В юбке просверлен ряд отверстий. Весит такая шпуля 36 г. Для сравнения: шпуля катушки Sephia BB 2500S, не имеющая выборки, весит 59 г (!), а шпуля нового Biomaster’08 2500-го размера, имеющая недостаточную выборку и переутяжеленный верх, тянет на 57 г! Тем не менее, о чудесах и новых веяниях говорить не приходится: «гибридная» шпуля стандартного, не облегченного Biomaster образца 2002 года при размере 2500 весит 35 г... Передний бортик выполнен с конусом, согласно концепции AR-C. Его внешний диаметр — 46 мм, но леску полагается наматывать лишь до нижнего края конической части, так что рабочий диаметр получается меньше.

Тормоз применен облегченный. Тормозной пакет состоит из трех металлических дисков и трех мягких прокладок с пропиткой, диаметром 21 мм, с большим, 14-миллиметровым отверстием по центру. Рассчитан тормоз, как и вся катушка, на тонкие лески и небольшие нагрузки. Гайка стандартная, регулировать тормоз удобно, пальцы не соскальзывают, хотя выступ в центре (под конец штока) все же несколько мешает. Ширина проема шпули составляет около 16 мм, ход шпули — 14,5 мм. Это стандартные для данного размера катушки значения. Леска укладывается ровно, без провалов. К сожалению, плетеная леска одного и того же номера у японцев может иметь разную толщину, поэтому номинальная емкость шпули может служить лишь примерным ориентиром. Например, санлайновской «PE Egi» №0,8 на шпулю вошло около 170 метров при номинальной емкости 150 метров. Катушка, как и все модели с японского рынка, поставляется без запасной шпули, приобрести шпулю отдельно не так легко. Вообще, шпули в Японии рассматриваются как запчасти, понятия «запасная шпуля» применительно к безынерционным катушкам не существует. Нужна другая леска — покупай другую катушку. Поскольку насадной бортик с жестким покрытием отсутствует, рекомендуется избегать контакта шпули с твердыми поверхностями, стараться не ронять катушку, не класть на бетон, на металлическое дно лодки и т.п.

Ручка алюминиевая, точеная, ввинчивается в вал колеса главной пары. На винте нарезана только одна резьба, поэтому, чтобы переставить ручку на другую сторону, надо сначала установить другой винт (он прилагается к катушке). Минус такого решения заключается в том, что запасной винт нередко теряется. С другой стороны, если катушка не будет менять хозяина, то после начала эксплуатации винт этот вряд ли и потребуется. Внутри ручка полая, для вентиляции оставлены два отверстия возле рукоятки. Длина плеча ручки 50 мм, масса — 27 г (это не много). Рукоятка выполнена из черного пористого синтетического материала (этиленвинилацетат), имеет довольно большие размеры и характерную форму, типичную для катушек для ловли кальмаров на «эги». В общем-то, такая рукоятка — на любителя. Некоторым она нравится, но на наш взгляд для легкой спиннинговой катушки рукоятка могла бы быть поменьше размером и не круглая, а с площадками под подушечки пальцев. Рукоятка вращается на двух шарикоподшипниках S A-RB 4х7х2,5 (как в ролике).

Обращает на себя внимание безупречная сборка катушки. Все детали хорошо подогнаны. Похоже все-таки, что Made in Japan имеет значение не только с точки зрения психологии покупателя… В коробке кроме катушки находятся: инструкция, схема (обе на японском), набор шайб для регулировки профиля намотки, ключ, чехол и особая подставка, ввинчивающаяся в корпус со стороны, противоположной ручке, и позволяющая класть снасть на твердую поверхность. Полноразмерная, не миниатюрная, катушка весом 190 г — это очень интересная штука. С одной стороны, она гармонирует с легкими современными удилищами, не перегружает их, с другой — позволяет благодаря малой инерции мгновенно начинать или, наоборот, останавливать подмотку лески. Это очень полезно, например, при выполнении неравномерной проводки легких спиннинговых приманок, когда замедление, ускорение и паузы производятся не удилищем, а катушкой. Sephia CI4 хорошо подходит для сверхлегкого и легкого (на границе со сверхлегким) спиннинга, как с тонкой плетеной леской, так и с мононитью, а также для легкого поплавочного ужения (если не жалко денег…).

Во время практических испытаний катушка без каких-либо нареканий работала с некрупными джиговыми приманками (до 10 г), мелкими вращающимися блеснами, мини-воблерами. По ощущениям она кажется несколько чувствительнее обычной Sephia’06 2500S. При вываживании средней рыбы тяга нормальная, но злоупотреблять этим и перегружать механизм не стоит. Сброса петель не наблюдалось. Ход легкий, плавный, почти без шума.

Тип фрикциона: 
передний
Материал ротора: 
Материал корпуса: 
Применение в соленой воде: 
да
Страна-производитель: 
Япония
Уровень катушки: 
Рынок: 
японский внутренний (JDM)
Где купить
2245