Почему они ломаются

Пнд, 10/10/2011 - 12:02

Избежать поломок уди­лища не удается прак­тически никому: кто-то с этим сталкивается чаще, кто-то реже, но рано или поздно это может произойти с любым рыбо­ловом. Как я убедился на горь­ком опыте (сломав более десят­ка удилищ), основной причи­ной поломок является неосторож­ность в обращении со снастью. А значит, есть возможность предостеречь себя и свести вероят­ность печального исхода события к минимуму.

Поднакопив достаточно ста­тистики, своей и своих друзей, я постараюсь описать основные причины поломок и как этого можно избежать.

Поломка на забросе

Довольно распространенная ситуация, когда спиннинг ломает­ся во время заброса. Вызвано это может быть рядом причин. Сразу хочу заметить, что мы не будем рассматривать случаи, когда уди­лище ломается по вине произ­водителя, так как от этого никто не застрахован. Да и если говорить о доброкачественных снастях, а не о «дровах» за 500 рублей, то случается это крайне редко. Даже если спиннинг, казалось бы, сло­мался «сам по себе», без видимого воздействия, нет никакой гаран­тии, что бланк не был повреж­ден при транспортировке или во время ловли. Ведь даже несильный удар приманкой по бланку может послужить причиной поломки.

Многие рыболовы большое вни­мание уделяют тесту спиннин­га, заложенному производителем. И это, безусловно, правильно, но далеко не всегда написанное на бланке соответствует реаль­ному тесту. Конечно, по большей части это касается дешевых моделей, и все же, чтобы понять прочность спиннинга, я стара­юсь больше обращать внимание на другие характеристики бланка. Например, такие как его вес, ведь понятно, что чем легче спиннинг, тем тоньше у него стенки и мень­ше прочность, поэтому превышать тест (даже незначительно) такого удилища явно не стоит.

Хотя существует довольно много спиннингов, где верхняя грани­ца теста, по моему мнению, силь­но занижена, и его вполне можно перегрузить на 5-10 г. Ничего страшного с ним не произойдет. К слову, еще ни одного спиннин­га я не сломал, перегрузив его... А вот одно из моих первых уди­лищ сломалось на забросе 3-грам­мовой вращалки, хотя его тест был 5-21 г.

При забросе спиннингист часто забывает, что находится вокруг него, и по невниматель­ности может зацепить приман­ку за кусты, деревья, рядом стоя­щих людей и даже за самого себя. И все это может повлечь за собой поломку. Нужно более осмотри­тельно делать забросы и контро­лировать ситуацию вокруг. Если вы ловите в кустах, имейте в виду, что во время заброса кончик спиннинга очень сильно откло­няется от исходного положения, обычно сильнее, чем вы думае­те, поэтому рассчитывайте силу заброса, так как даже незначи­тельные удары бланка по вет­кам в дальнейшем могут привести к печальным последствиям.

Будьте очень внимательны, ловя в непосредственной бли­зости со своими товарищами - один спиннинг мне сломали в такой ситуации. Когда я выта­щил рыбу, мой друг в эйфории, сразу же решил забросить в то же место, в это время спиннинг у меня был поднят вертикаль­но, в итоге - щелчок, и хлыста нет, его просто перерубило унцовой чебурашкой. Поэтому всегда старайтесь находиться на безо­пасном расстоянии друг от друга, как при забросе, так и при про­водке приманки.

Еще очень распространен­ная ситуация - захлестывание лески вокруг кончика спиннинга. Сделав заброс, не заметив пере­хлеста, можно сломать спиннинг с очень большой вероятностью. Но перехлест, как правило, сразу заметно, и удается его размо­тать до заброса, если конечно вы не ночью ловите. Один мой друг сломал ночью спиннинг именно по этой причине.

 

Поэтому старайтесь перед забросом, открыв дужку катуш­ки, стравить немного лески, проверив, свободно падает при­манка или нет, если да, то можно смело кидать. Времени на это уйдет совсем немного, зато вы будете уверены в забро­се. Если вы раскручиваете пере­хлест спиннингом (как мно­гие часто делают), будьте очень внимательны, потому что отно­сительно тяжелая приманка может так перетянуть тонень­кий хлыстик, что он сломает­ся. Так у меня пришли в негод­ность два ультралайта - когда торопишься, начинаешь раскру­чивать перехлест, леска может зацепиться за разные кольца и стянуть тоненький хлыст, что приведет к его поломке. Лучше всего не торопиться, а, спокой­но отложив спиннинг, рука­ми распутать захлестнувшуюся леску и продолжить ловлю.

Подсечка, вываживание, зацеп

Основные поломки происходят, когда удили­ще испытывает критические нагрузки. В этот момент самые слабые места и не выдерживают. А для спин­нинга подсечка рыбы - довольно серьезное испыта­ние, особенно если она мощная. Причем рыба не обя­зательно должна быть крупной, главное - резкость и сила подсечки. Можно подсечь даже «в холостую», и это послужит результатом сломанного спиннинга.

У меня так случалось несколько раз, когда из-за чересчур мощной подсечки и затянутого фрикцио­на не выдерживали слабые места удилища, в основ­ном это место стыка колен. В такой ситуации, поми­мо контроля подсечки, очень желательно еще немно­го ослаблять фрикцион.

Опять же, злополучные кусты при подсечке быва­ют очень некстати. При резкой поклевке идет ответная реакция такой же резкой подсечкой, а если образуется слабина лески, спиннинг может уйти очень далеко назад, вверх или сторону, смотря куда вы будете подсекать. А там ветка... а вы по ней спиннингом...

Также нужно быть очень осторожным и внима­тельным при вываживании подсеченной рыбы. Как правило, поломки на рыбе довольно редки и слу­чаются в основном по неопытности или глупости самого рыболова, но все же их нельзя списывать со счетов. Соблюдая ряд правил, вероятность полом­ки можно свести к минимуму. Во-первых, необходимо грамотно настраивать фрикцион катуш­ки и изменять его усилие в момент вываживания крупной рыбы. Это практически полностью изба­вит спиннинг от критических нагрузок. Если вы ловите в стесненных условиях и рыбе негде дать погулять, старайтесь держать спиннинг под мини­мальным углом к воде, а не задирать его как можно выше, что очень многие любят делать. Поднимать на спиннинге рыбу из воды можно лишь тогда, когда точно уверен в том, что он ее выдержит.

Зацепив приманку, не нужно изо всех сил тянуть ее удилищем. Можно сделать несколько пробных резких рывочков, потяжек, и если приманка не отце­пляется, возьмите леску в руку и потяните. Если «зацеп» тащится, можно, не сильно нагружая спиннинг, вытащить на нем, ну а если же он «мертвый», не стоит попусту мучить снасть и налегать на нее всем весом, намотайте леску на палочку и оборвите.

Поломки по непредвиденным обстоятельствам

По непредвиденным обстоятельствам спиннин­ги ломаются тоже довольно-таки часто. Можно и упасть на спиннинг в лодке. Я знаю случаи, когда рыболов, упав в лодке, сломал сразу четыре удили­ща. Можно и наступить на него, можно сломать две­рью машины или даже проехаться по нему... или по ним. Мне известен случай, когда машиной переехали пять спиннингов, и ни один не остался цел, так как они лежали на щебне. Все это связано пре­жде всего с неосторожностью. От этого, конечно, никто не застрахован, я и сам падал на спиннин­ги в лодке из-за сильной волны, к счастью сломался только один из трех. Конечно, в подобных ситуаци­ях очень тяжело подстраховаться, но все же частично это можно сделать.

Доставая спиннинг из машины, лучше всего соби­рать его в стороне и не прислонять к ней. На землю удилище лучше вообще никогда не класть, а ста­раться ставить его вертикально. Если такой возмож­ности нет, то я всегда снимаю рюкзак и прислоняю спиннинг к нему, чтобы вершинка была над землей, хотя бы на уровне пояса, ее будет заметно, и вероят­ность, что на нее в таком положении наступят, прак­тически нулевая.

 

Передвигаясь на лодке, мы обычно берем с собой больше одной снасти. Это сопряжено с неудоб­ствами и неприятностями, так как в лодке, если вы идете на моторе по волне, спиннинги сильно бьют­ся о борта или друг о друга. Для безопасной транспортировки спиннингов лодка должна быть обору­дована, но минимальную безопасность можно при­дать и подручными средствами. Достаточно обмо­тать спиннинги в районе стыка полотенцем или дру­гой мягкой тканью и резинками притянуть к борту лодки, тогда вероятность их биения друг о друга или о лодку будет минимальна.

Основные тезисы

Напоследок хотелось бы еще раз кратко, обра­тить ваше внимание на основные моменты: - не стоит сильно перегружать удилище с тонкими стенками;

- при ловле на легкую снасть всегда ослабляйте фрикцион;

- забрасывая приманку, оглядитесь по сторонам;

- при подсечке следите за тем, чтобы не задеть кусты или деревья;

- не стойте слишком близко друг к другу при ловле;

- не тащите тяжелый или «мертвый» зацеп на спиннинге;

- перехлесты лески на кончике проверяйте откры­тием дужки катушки;

- распутывайте леску на кончике спиннинга руками;

- всегда кладите удилище кончиком вверх;

- перевозя удилища в лодке, обматывайте их мяг­кой тканью.

 

Подобных тезисов можно написать гораздо боль­ше, и все возможные случаи поломки спиннингов мы тоже не смогли рассмотреть. Но все же основные ситуации я постарался обрисовать. Надеюсь, что эта статья поможет вам по возможности избежать непри­ятностей, связанных с поломкой любимой сна­сти, и получить больше положительных эмо­ций, за которыми мы и ездим на рыбалку.

Статья опубликована с любезного разрешения редакции журнала "Рыбалка на Руси" автор - Артемьев М.

Евгений "Myx" Мухортых
аватар: Евгений "Myx" Мухортых
Re: Почему они ломаются

Недавно сломал любимую палочку Pontoon21 Psychogun 3-14

Вертушка при отцепе от травы попала в верхнюю часть бланка- теперь спиннинг из 3 колен((((

Ваш: Нет

Без пруда не вытащишь и рыбку из него.

Алекс Green Ray
аватар: Алекс Green Ray
Re: Почему они ломаются

Мои поломки были в основном связаны с HR Sylphia, оба раза сломал на КипреЮ первый раз не понятно, брал палку с земли и чуть зацепил за камушек, в итоге слом верхнее колено в двух местах. Второй раз падая на горке, ппал прямо рукой на тюльпан, в итоге слома ровно так же как и в первый раз - верхнее коленов  трех местах, но палка очень нравиться...

Ваш: Нет
Филипп
аватар: Филипп
Re: Почему они ломаются

Я однажды переломил сидушкой в катере фантастический спиннинг Байрон, с тех пор я искал такой же,но не нашел,так как эту модель больше не выпускали.

Ну и теперь, я осторожен, расстраиваюсь даже когда царапаю бланк тройнником приманки и лишний раз свои палки никому не даю.

Ваш: Нет
Макс Ronin Голубев
аватар: Макс Ronin Голубев
Re: Почему они ломаются

Ну, у меня классика - закрыл дверью в машине Berkley Smile

Ваш: Нет

— А у вас на Земле всё ещё моря есть? — И моря есть, и реки есть, и порядочные люди есть, господин Уэф. — Дикари, плакать хочется.

Пихал Метрович Левченко
аватар: Пихал Метрович Левченко
Re: Почему они ломаются

Присоединяюсь к класику Smile, закрыл свой Байрон хлопушкой, правда расщепил нижнее колено и немного его укоротив, до сих пор использую этот спиннинг как дежурный, Берклей черивуд вообще откинул верхнее коленце прямо в руках, когда протягивал через верхний тюльпан шнур. Ну и еще пара китайцев сложились на рыбе.

Ваш: Нет

Sono Mister Wolf, resolvi i problemmi.

sedoi64
аватар: sedoi64
Re: Почему они ломаются

Классика - это общественный транспорт. Если бы рыбалка так не успокаивала - .... !!!

Ваш: Нет

Больше всего говорит тот, кому нечего сказать. Л.Н.Толстой

Сергей Балтиец Садовский
аватар: Сергей Балтиец Садовский
Re: Почему они ломаются

Обидно (или нет !), но мне за 40 лет ни разу не пришлось иметь с этим дело, хотя большой % круга моих знакомых с этим сталкивался и неоднократно.

Автор очень широко привел примеры элементпрной спешки и невнимательности (а порою и самоуверенности ) рыболовов.

Ведь на практике часто встретишь рыболова - который  купил спин, загрузил под максимум, спин выдержал - давай дальше,ведь за него отвалено Х - целковых, да и спецы хвалили...

Все можно, но при бОльших весах и бросок нужно делать щадящий или же ставить тоньше плетню.

Из многолетнего опыта скажу : новичкам нужно начинать со спиннингов из материалов IM -4.

 В крепких местах и для рыболовов, допускающих погрешности и невнимательность - IM - 6 (по - моему самый лучший материал для большинства ситуаций ).

Рыболовам, освоимшим спиннинговую ловлю, можно приобретать спины из более высокомодульных материалов IM - 7 и  IM - 8, IM -9. Они более легкие и интересные в работе, но БЕЗ ОПЫТА их лучше не приобретать, во избежание моральных и финансовых потерь.

В критических ситуациях это всегда фатально заканчивается, и не только у новичков.

Ведь почему - то порою забывают, что не спиннинг и катушка, позиционируемые мэтрами рыбалки ловят рыбу, а руки и осмысленная анимация приманки.

Почему -то всегда предлагается  и рекламируется всё  дорогое и продвинутое (кстати, расчитанное и на продвинутых рыболовов).

Почему - то бюджетные и средней ценовой категории удилища и катушки не рекламируются. А ведь бОльшая часть рыболовов или подростки, или молодежь, не имеющая стабильных хороших доходов или же пенсионеры.

Ну не могут они тянуться к этим элитным снастям, как бы этого они не хотели. А приобретя и сломав, ругают весь мир и мэтров рыбалки в том числе.

Да и учатся со слов других, или подсмотренных на трехминутном ролике  you tube, или на  дисках о рыбалке.

Отсюда и все проблемы, плюс невнимательность, самоуверенность, реже жадность.

На сайте много грамотных и опытных рыболовов. Они многое могли бы рассказать и поделиться богатым опытом - крупицами мастерства - в принципе для того и существует форум. IMHO.

Ваш: Нет Итого: 5 (1 голос )
Keiju
аватар: Keiju
Re: Почему они ломаются

Пока сломал только один  китайский спин и тот своё отработал. Вытащил щучку на 3,5 положил рядом со спином, та дёрнулась - спин пополам. А так чувствую в автобусе рано или поздно свой угроблю.

Вообще меня убивают финны в этом плане, нет у них "Щербаковых".. никто им не расказал, как не надо вытаскивать зацепы, как ]]>вытаскивать рыбу]]> и т.д.

 

Ваш: Нет

"Я всегда готов учиться, но мне не всегда нравится, когда меня учат." Уинстон Черчилль

Макс dedulik
аватар: Макс dedulik
Re: Почему они ломаются

Ломать не надо. Нужном просто проверять дужку катушки. Я люблю говорить своим друзьям, которые теряют зажигалку: "Нужно купить одну дорогую, и думай о её потере постоянно, и она будет с тобой." Так и со спином думай о потере заранее. Я люблю быстрые палки и не ипет... главное не бухать без памяти.ИМ ХО

Ваш: Нет Итого: 5 (1 голос )

Не ищи легкий путь, ищи самый легкий...

Сергей Балтиец Садовский
аватар: Сергей Балтиец Садовский
Re: Почему они ломаются

Всё гораздо проще : пофигизм и разгильдяйство, принятие "на грудь" и банальная жадность - вот все причины поломки бланков.  А может это менталитет и дань вековым традициям?

Ваш: Нет
donserg
аватар: donserg
Re: Почему они ломаются

Думаю к основным советам нужно добавить:

1. Не превышать разрывную нагрузку лески по заявленой на спине, если написано 6-12 фунтов - то не троллить 20 килограмовой на разрыв smiley - максимум 5 кг. А при забросе любая приманка отстрелится безболезнено

2 При вываживании рыбы не заводить комель перед вершинкой - тоесть не делать острые углы меньше 30 градусов - а тем более отрицательные - леска на комель или за него

3 Исходя из понкта 2 - если рыба пошла под лодку - опускаем спиннинг вдоль борта перпендикулярно поверхности воды. (опускаем вершинкой вниз - катушку не мочим smiley)

4. После того как рыба в руках или подсаке стравливаем метра 2-3 лески - для этого на катушке есть обратный ход

5 Если на лодке - то разчехляемся после отплытия - а зачехляемся до причаливания

6 Вдвоем в лодке сидеть только лицом друг к другу - а не спиной - а то тут не то что спиннинг сломать -  тут можна товарища искалечить sad

7 Любой транспорт - тубус, тубус и только тубус - у кого не хватает средств ПВХ-труба из магазина сантехники smiley

С уважением 

Сергей

Ваш: Нет Итого: 5 (1 голос )
Макс Ronin Голубев
аватар: Макс Ronin Голубев
Re: Почему они ломаются

Один из дельных советов, который редко звучит - что делать, если рыба пошла под лодку... Многие теряются и иногда видишь спиннинги в геометрии близко к "несовместимой с жизнедеятельностью".

Ваш: Нет

— А у вас на Земле всё ещё моря есть? — И моря есть, и реки есть, и порядочные люди есть, господин Уэф. — Дикари, плакать хочется.

Сергей Балтиец Садовский
аватар: Сергей Балтиец Садовский
Re: Почему они ломаются

Ловим мы большей частью с катера.

По приходу на стоянку устраиваемся, затем собираем спиннинги, - сидим один у мотора, другой на носу. Посередине ставим холодильник (или ящик) для рыбы.Летом вывешиваем за борт для окуня садки, щукам - куканы. Подсак тоже находится в центре катера.

При ловле мотор всегда поднят. Если все же рыбе удается уйти под днище (очень редко, но это случается ), то ослабив слегка фрикцион,  быстро протягиваем рукояткой вперед спин ( под двигатель или трос якоря ) и после протяжки ,подтянув фрикцион, продолжаем выкачивание. Техника годами отработана и проблем не бывает.

Все же нужно стараться не давать щуке особо гулять, а нагружая спин, быстро выкачивать её. Напарник всегда страхует с подсаком.

Многие (на других лодках ) вытягивают щуку на чрезмерно затянутом фрикциое и только катушкой. При поимке фрикцион не ослабляют.

Затем довольно часто случаются обломы вершин спинов и катушки сильно вырабатываются.

Вообще, щуку от 5 кг и более, лучше принимать вдвоем - так и спокойнее и снасти будут целые.

Ещё такой момент : приняв  щуку  в подсак, обязательно ослабьте фрикцион - во избежание рывков хищника и последующего облома хлыста.

Ваш: Нет
Вадим
аватар: Вадим
Re: Почему они ломаются

У меня практически классикаsmiley. В двери входной защемил.

Ваш: Нет
Алексей Ballerty
аватар: Алексей Ballerty
Re: Почему они ломаются

Я так понял надо бояться в основном следующих вещей:

  1. Тётя Кира.
  2. Двое в лодке ( особенно вместе с вышеупомянутой )
  3. Транспортировка без кофра.
  4. Псевдоспиннинги.
  5. Не делать, как обозначено в первом посте.

С ув.

Ваш: Нет

С ув.]]>]]> Парадокс - второе лицо банальности.

Олег olegin Коновалов
аватар: Олег olegin Коновалов
Re: Почему они ломаются
ballerty пишет:

Я так понял надо бояться в основном следующих вещей:

  1. Тётя Кира.
  2. Двое в лодке ( особенно вместе с вышеупомянутой )
  3. Транспортировка без кофра.
  4. Псевдоспиннинги.
  5. Не делать, как обозначено в первом посте.

С ув.

6. Не пейте вотку на жаре!(С)

Ваш: Нет

Вечный неофит...

1
аватар: 1
Re: Почему они ломаются
Ronin пишет:

Ну, у меня классика - закрыл дверью в машине Berkley Smile

Макс, присоединяюсь. Свой первый спиннинг- какой-то китайский  с  тестом 100-250  я сломал в лифте у друга, не заметив, что спиннинг прижало дверью, и он тыкался обо все этажи вплоть до 4. К счастью зажало лишь кончик.

Ваш: Нет
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии