Autopsy – катушка Daiwa Saltiga Game

Пт, 29/07/2011 - 12:45

Эта катушка – своего рода овца в волчьей шкуре: она хочет казаться тем, чем не является на самом деле. В этой связи немного истории. Морские безынерционные катушки «Saltiga-Z» образца 2001 года относятся к абсолютно высшему классу, как по уровню использованных конструкторских решений, так и по качеству материалов и сборки. Но катушка самого маленького, четырехтысячного, размера в этом семействе имеет массу под шестьсот граммов. Меньших размеров «Дайва» делать, к сожалению, не стала, а решила схитрить: взяла да перекрасила и чуть-чуть модифицировала легендарную модель «Tournament Force», имеющую совершенно иную конструкцию, нежели «Saltiga-Z», и обозвала ее «Saltiga Game». Сама по себе катушка очень хорошая, но классом все-таки пониже, чем Z.

 

 

Как и «Tournament Force», модель «Saltiga Game» существует только одного размера. Модификации «3000» и «3500» отличаются друг от друга лишь емкостью шпули.

 

Отличия «маленькой Солтиги» от «Форса» невелики: убраны механизмы автоматического сброса дужки и отключения стопора обратного хода, изменена конструкция ролика лесоукладывателя, упразднено покрытие дужки, использована сине-серебристая солтиговская цветовая схема, усилен тормоз...

 

 

Переделка произведена с минимальными затратами, на корпусе даже остался выступ (1) под выключатель стопора обратного хода.

 

 

Разберем модель «Saltiga Game 3000».

 

 

 

Корпус

 

 

Корпус (2) и крышка корпуса (3) выполнены из высококачественного алюминиевого сплава, называемого производителем «Super Metal», имеют защитное покрытие. На валу колеса установлена защита от попадания воды и грязи внутрь корпуса (4).

 

 

Нижняя часть корпуса закрыта крышечкой из металлизированной пластмассы.

 

 

В катушке используется та же самая знаменитая дайвовская главная пара «сталь по бронзе», что и в «Форсе». Когда передача такого типа в начале века появилась в ноль первой «Солтиге», она называлась «Digigear» (от «digital cut gear»). Геометрия передачи просчитана таким образом, чтобы достичь наибольшей площади соприкосновения зубьев колеса с заходами шестерни. Благодаря этому нагрузка распределяется равномернее, износ уменьшается, а ресурс пары увеличивается. В настоящее время пары «сталь по бронзе» у «Дайвы» называются «Hyper Digigear», а обычные пары с колесом из алюминиевого сплава - «Digigear II».

 

 

Итак, колесо (5) главной пары выполнено из алюминиевой бронзы С6191 (по JIS; известна также как «Aluminium bronze Type 2») и имеет внешний диаметр 34,5 мм; на нем нарезано 39 зубьев. Оригинальная форма зубьев обращает на себя внимание даже не особенно разбирающихся в передачах людей. Бронзовое колесо посажено на вал (6) из нержавеющей стали, малый диаметр которого позволяет уменьшить смещение осей обеих шестерен главной пары («Minimum Offset Drive Gear). Этот тонкий вал тоже активно рекламировался в свое время в связи с выходом модели «Saltiga-Z»: сближение осей позволило увеличить КПД катушки.

 

На валу находится часть механизма дополнительного, страховочного стопора обратного хода (7).

 

 

Ведомая шестерня (Cool из нержавеющей стали имеет восемь заходов. Таким образом, передаточное число составляет 39:8=4,87.

 

Данная пара практически неубиваема и, в то же время, обеспечивает катушке легкий и тихий ход, необычный для такого сочетания материалов. Единственный минус: при определенных условиях шестерни начинают тихонько рокотать; у некоторых экземпляров этот эффект выражен сильнее, у других может практически отсутствовать. На работе катушки и на рыбалке он никак не отражается, и если специально не обращать на него внимания, то, пожалуй, не будешь даже его и замечать.

 

На валу колеса справа стоит шарикоподшипник 7х11х3 (здесь и далее, чтобы не повторяться, - CRBB), слева - 7х14х3 «хитрой» формы (9). Такой же 7х14х3 установлен в обойме (10) над обгонной муфтой на валу шерстерни, в то время как сзади на этом валу стоит 6х10х3.

 

 

Данная модель - последний пережиток эпохи кулачкового вала («бесконечного винта») в дайвовских спиннинговых катушках. «Винт» пришел в эти катушки в конце восьмидесятых годов из гигантских серфовых моделей и, продержавшись полтора десятилетия, туда же и ретировался, уступив место прежней «паровозной» системе подачи штока, правда, модифицированной.

 

Паразитка (11) и «бесконечный винт» (12) здесь традиционно идут как одна деталь (13). На фото видно, что «винт» поработавшей некоторое время катушки покрыт липкой черной пленкой, свидетельствующий об износе металла. Ларчик открывается просто - «винт» сюда почему-то установлен не из нержавейки, а из алюминиевого сплава.

 

 

На кулачковом валу стоят три шарикоподшипника 3х6х3,5, один спереди и два сзади. Каретка (14) ходит по направляющим (15), причем на ней стоят два шарикоподшипника (18), расположенных под углом 90 градусов; применение «шариков» значительно облегчает работу катушки под нагрузкой. Когда рыба тянет, то ее сила через леску, проходящую через ролик лесоукладывателя, действует на шпулю, сидящую на штоке (16). Шпуля, соответственно, норовит повернуть шток вокруг его продольной оси против часовой стрелки (если смотреть со стороны рыболова; по часовой - если смотреть со стороны рыбы). Крутиться штоку не дает каретка, которую поэтому сильно прижимает к направляющим. Если теперь рыболов начинает вращать ручку, каретка движется вдоль направляющей, и без шарикоподшипника между кареткой и направляющей возникает сильное трение, поглощающее значительную часть силы, прикладываемой рыболовом к ручке катушки. Катушка идет туго. «Шарик» устраняет эту проблему.

 

Шток выполнен из нержавеющей стали, имеет длину 103,5 мм. Для такой мощной катушки он сравнительно тонкий - 4,5 мм, а в верхней части, где резьба, - 4 мм.

 

Применительно к штоку производитель говорит о системе «Linear Shaft», также облегчающей ход под нагрузкой. В данном случае снижается трение между штоком и внутренней поверхностью вала ведомой шестерни, через который проходит шток. Вал опирается на головной шарикоподшипник и шарикоподшипник в задней опоре (17), а шток - на «шарик» под гайкой ротора (19) и на втулку в той же задней опоре. Таким образом, вал и шток независимы друг от друга.

 

 

На штоке находится весьма серьезный подшпульный узел с двумя шарикоподшипниками 8х12х3,5 (20) и пружиной (21), которая входит в состав механизма трещотки шпули. На этой конструкции шпуля сидит очень прочно, а вращается ровно и плавно.

 

Стопор обратного хода выполнен на основе обгонной муфты (22) фирмы «Koyo», хорошо известной по другим дайвовским моделям.

 

 

Муфта расположена в отсеке корпуса (23) под ротором, как в колодце, и хорошо защищена от грязи.

 

 

Стопор обратного хода включен постоянно. Выключатель стопора, стоявший на «Форсе», просто снят, хотя все необходимое для его установки осталось. Похоже на бомбардировщик, срочно приспособленный под пассажирский самолет.

 

На случай выхода из строя обгонной муфты предусмотрен второй, страховочный стопор, сконструированный по принципу храпового механизма.

 

 

Для большей надежности храповик выполнен из двух частей.

 

 

Упразднен также механизм автоматического сброса дужки, причем самым простым способом - изъятием толкателя. Пластмассовый же клин остался (24), как осталось и кольцо подтормаживателя ротора (25)!

 

 

 

Ротор

 

 

Ротор (26) катушки выполнен из высокопрочного алюминиевого сплава («Super Metal»). Его масса - 67 г, это не много.

 

 

 

Механизм открытия и сброса дужки лесоукладывателя такой же, как у «Форса», но из него вынут толкатель (27)! Соответственно, дужку следует закрывать вручную (что, надо сказать, многие рыболовы делают и у катушек с автоматическим сбросом).

 

 

Дужка (28) лесоукладывателя полая, особо прочная, выполнена из дорогой шлифованной нержавеющей стали. В отличие от дужки «Форса», на ней нет золотистого покрытия.

 

 

Ролик (29) лесоукладывателя покрыт нитридом титана и вращается на двух шарикоподшипниках 4х7х2 (30); с обеих сторон предусмотрена защита (31) от попадания грязи (у «Форса» второй «шарик» и защита отсутствуют). Рычаг дужки, к которому крепится узел ролика, металлический.

 

 

 

Шпуля

 

 

Шпуля (21) катушки выполнена из высококачественного алюминиевого сплава, имеет насадной передний бортик внешним диаметром 54 мм, покрытый нитридом титана. Ширина проема шпули составляет около 20 мм. По нижнему краю юбки идет ряд круглых отверстий.

 

 

Внутри шпули лишний металл выбран, за счет этого шпуля получилась сравнительно легкой - она весит 68 г. Сбоку на юбке находится зажим для лески (22).

 

 

Тормозной пакет состоит из трех металлических дисков и трех прокладок диаметром 25-26 мм. Их площадь увеличена по сравнению с «Форсом» за счет центральной части. Максимальное тормозное усилие указано производителем как 7 кг. Тормоз работает плавно, регулируется довольно тонко.

 

 

Гайка тормоза (23) удобна в работе. Издалека она смотрится красиво, но при ближайшем рассмотрении производит не очень солидное, «пластиковое» впечатление.

 

 

 

Ручка

 

 

Ручка (24) катушки точеная, выполнена из высококачественного алюминиевого сплава. По дайвовской традиции, она не ввинчивается в вал колеса, а, наоборот, навинчивается на него. Это позволяет сделать вал более тонким и сблизить его ось с осью вала малой шестерни. Минус заключается, разумеется, в том, что длинный конец вала с резьбой сильно выступает из корпуса, и со стороны, противоположной ручке, его приходится прятать под высоким защитным колпачком.

 

Плечо ручки - 65 мм, масса - 56 г.

 

Ручка не складывается. При транспортировке катушки надо ручку отвинчивать, а потом следить, чтобы она не потерялась. Ничего не поделаешь, это плата за прочность ручки.

 

Рукоятка (25) здесь стоит морского типа, предназначенная для захвата всей кистью. В работе она удобна. Внутри рукоятки находится высококачественный шарикоподшипниковый узел.

 

 

 

Впечатления

 

 

Производитель позиционирует модель как морскую, для ловли с лодки в отвес или с забросом приманки. В России она, однако же, в первую очередь заинтересовала спиннингистов. С них и начнем.

 

 

Однозначно, это катушка для тяжелого спиннинга, прежде всего - для тяжелого джига. Попытки использовать ее как «неубиваемый силовой универсал» для среднего, средне-тяжелого и тяжелого спиннинга обычно оканчиваются разочарованием, скорее из-за большого веса (почти 400 г), чем из-за чувствительности. Благодаря ряду интересных решений (геометрия главной пары, конструкция штока и др.) ход легкий, а динамика для катушки такого типа просто отличная (тут еще играет роль легкий, компактный ротор). Поэтому в случае необходимости можно без проблем выполнять проводку и довольно легких приманок. Тем не менее, после «нормальных» трехтысячников и четырехтысячников «Saltiga Game» вызывает ощущение, которое можно приблизительно выразить словами «грубая мощь». И с легковесным удилищем такая штуковина, конечно, никак не гармонирует.

 

 

Отметим также, что спиннингистам, привыкшим закрывать дужку вращением ручки, придется переучиваться.

 

«Saltiga Game» будет весьма уместна также при ловле с лодки карпа и другой крупной и сильной рыбы, с поплавком или донным грузилом, особенно в крепких местах (коряги, «трава») и на течении, а также в других случаях, когда важно иметь возможность как следует «нажать на педаль» во время вываживания. «Выкачивание» рыбы удилищем - это, конечно, правильно и хорошо, но бывают ситуации, когда успех или неудача вываживания зависят от силовых возможностей катушки.

 

 

«Saltiga Game» выдерживает большие нагрузки при проводке упористых приманок и вываживании рыбы. Тяга у нее очень приличная. Главная пара практически неубиваема. В то же время, алюминиевое литье ротора довольно тонкое и, соответственно, хрупкое. При ударе о твердую поверхность может, например, отлететь «рог» ротора. Бывает также, что гнется дужка или улетает ролик. Поэтому при всей «неубиваемости» катушки обращаться с ней следует, все-таки, поаккуратнее, не бросая ее на камни и не падая на нее сверху.

 

Намотка штатной плетеной лески (№3) у нашего образца ровная, без провалов.

 

 

Собрана «Saltiga Game», разумеется, в Стране восходящего солнца.

 

 

 

Факты

 

 

Фирма: «Globeride, Inc.» (Япония)

 

Модель: «Daiwa Saltiga Game 3000»

 

Номинальная масса: 390 г

 

Фактическая масса: 389 г

 

Передаточное число: 4,9

 

Шарикоподшипники: 15

 

Диаметр переднего бортика шпули: 54 мм

 

Емкость шпули: 150 м 0,33 мм

 

Масса шпули: 68 г

 

Длина плеча ручки: 65 мм

 

Страна производства: Япония

 

Каталожная цена: 73 000 иен

 

Наше мнение: высококачественная силовая катушка для тяжелого спиннинга и другой «серьезной» рыбалки.

 

 

 

Текст и фото: «Daily-Fishing», 2010 год

16.12.2010